«КоБот» – новое слово в робототехнике
На заводе в г. Нортбрук (Northbrook, шт. Иллинойс) роботы трудятся в тесном взаимодействии с людьми. К примеру, два года назад семейное металлообрабатывающее предприятие с 70-летней историей внедрило ультрасовременных роботов, которые по универсальности во многом превосходили применявшееся до этого оборудование. В отличие от своих неповоротливых предшественников, эти легкие, проворные малютки могут находиться непосредственно рядом с людьми и, по существу, работать вместе с ними. Например, раньше рабочему приходилось размечать заготовку на одном станке, потом переносить ее на другой станок и ждать завершения резки — долго и утомительно. Теперь же рабочий просто делает разметку и передает заготовку роботу, который перенесет ее к следующему станку для дальнейшей обработки и зафиксирует полученый результат.
«Эти роботы умнее, дешевле и проще в обращении», — говорит Брайен Панек (Brian Panek), вице-президент Panek Precision. В настоящее время в этой компании одновременно используется до 28 роботов.
«КоБот» – робот нового поколения
Пока роботы для совместной работы с людьми, или «КоБоты» (CoBots), лишь незначительно задействованы в бизнесе. Но, по данным исследовательской фирмы ABI Research, рынок «КоБотов» расширится с $95 млн в 2015 г. до $1 млрд к 2020 г. Прогресс на этом рынке подтверждает и Хенрик Кристенсен (Henrik Christensen), профессор робототехники из Технологического института (шт. Джорджия), исполнительный директор Центра робототехники и разумных машин.
Причины такого оптмизма очевидны. Устаревшие модели роботов, применявшиеся, главным образом, в автомобилестроении автомобилестроении, были громоздкими и использовались для таких процессов, как сварка, — т. е. там, где не требовались проворство и умение обрабатывать небольшие детали. К тому же «старые» роботы не отличались универсальностью (они могли выполнять только одну задачу) и в большинстве случаев были закреплены болтами и огораживались, чтобы не контактировать с человеком и не причинить ему травму.
Что касается меньших по размеру и весу «КоБотов», то они могут работать рядом с человеком, а иногда и вместе с ним — например, завинчивать шурупы, когда человек удерживает предмет руками. В некоторых случаях работу можно разделить: роботы делают одно, а люди — другое. Концерн BMW, например, использует для сборки дверей автомобилей смешанные бригады из роботов и людей: пока люди занимаются проводкой, роботы вставляют стекла.
Но «КоБоты» можно применять не только в автомобильной промышленности. Это отчасти обусловлено их способностью выполнять намного более широкий перечень работ, чем их предшественники, — начиная от сборки мелких деталей в мобильных телефонах или других устройствах потребительской электроники до наполнения шприцев лекарством. К тому же их легко переносить с места на место и перепрограммировать для выполнения различных задач. Порой для этого нужно лишь показать «КоБоту», что следует сделать.
Немаловажен и фактор безопасности. Благодаря датчикам, способным определять расстояние до других объектов и момент соприкосновения с ними, «КоБоты» могут работать вместе с людьми без угрозы причинить кому-либо вред. Обычно «КоБоты» меньше людей, имеют множество скругленных краев и окрашены в спокойные цвета — например, белый, а не традиционно красный или желтый. «Они сконструированы так, чтобы не пугать людей», — поясняет Дэн Кейра (Dan Kara), директор ABI по робототехнике.
Заменят ли «КоБоты» людей?
Один из главных вопросов относительно «КоБотов» заключается в том, не отберут ли они у людей их работу. Отраслевые эксперты сейчас не могут дать четкого ответа. С одной стороны, часть таких роботов берет на себя работу, прежде выполнявшуюся людьми.
Наглядный тому пример подает компания SoftWear Automation из Атланты. Вместе с исследователями из Технологического института (шт. Джорджия) специалисты компании разрабатывают роботов для пошива одежды на обычных швейных машинках. Это позволило фирме привлечь в прошлом году венчурное финансирование в размере $3 млн. С другой стороны, во многих случаях «КоБоты» позволяют людям выполнять, по выражению Кристенсена, «менее грязную и более интеллектуальную работу». Применение «КоБотов», очевидно, создаст новые виды работ — таких как проверка или ремонт интеллектуальных механизмов. Кроме того, «возникает потребность в специалистах, в чьи функции должна входить ежедневная координация деятельности роботов и наблюдение за выполнением поставленных перед ними задач», — утверждает Джим Лоутон (Jim Lawton), директор отдела контроля производства и маркетинга компании Rethink Robotics. Например, в Panek люди управляют группами роботов, проверяя качество и оснастку, а также выполняя более квалифицированную работу. Что примечательно, с момента внедрения первых «КоБотов» компания расширила штат со 160 до 175 человек.
***
В настоящее время есть много задач, решение которых «КоБотам» пока что не по плечу. Это касается, например, работы с мотками электропроводки, требующей мелкой моторики. Но по мере совершенствования технологий и устранения этих недостатков все больше компаний будут, скорее всего, внедрять «КоБотов». «Они слишком привлекательны, чтобы от них отказаться, — говорит Дэн Кейра. — Сфера применения этих роботов будет расширяться.
***
По материалам http://thenetwork.cisco.com/