Производство в новой реальности

Социальное дистанцирование, защита работников от вируса, перезапуск производства и оборудования, восстановление цепочек поставки — как и все общество, производители столкнулись с новыми неожиданными сложностями, к тому же многие из них испытывают недостаток финансовых средств. Как организовать производство в таких условиях?

Как внедрить социальное дистанцирование на производстве?

Это очень интересный вопрос с бóльшим количеством нюансов, чем может показаться поначалу. Лицевые щитки и маски (рис. 1) — это первое, что приходит в голову, если смотреть на уровень отдельных сотрудников. Во многих отраслях ношение средств индивидуальной защиты (СИЗ) и так является традиционным. Оно обусловлено требованиями гигиены и чистоты воздуха на предприятиях, производящих, например, пищевые продукты, лекарства или даже электронику и полупроводники. Однако этот способ подходит далеко не для всех отраслей. Например, ношение маски в жаркой или влажной среде может повысить риск перегрева организма, так что нужно учитывать условия труда.

Первый способ оперативного социального дистанцирования людей на производстве — лицевые щитки и маски

Рис. 1. Первый способ оперативного социального дистанцирования людей на производстве — лицевые щитки и маски

Некоторые руководители предприятий предлагают установить между работниками экраны (рис. 2). Но это тоже не панацея, так как они создают ряд проблем: ограничивают свободное место и передвижение, препятствуют доступу к кнопкам аварийного отключения или устройствам сигнализации и управления, а также банально ухудшают обзор.

Некоторые руководители предприятий предлагают установить между работниками защитные экраны

Рис. 2. Некоторые руководители предприятий предлагают установить между работниками защитные экраны

Многие производители намереваются решить проблему социального дистанцирования за счет реорганизации сменной работы. Для исключения эпидемической угрозы на производстве нужно подбирать состав рабочих смен так, чтобы одновременно работало меньше людей. Но это тоже приводит к ряду проблем. С одной стороны, такая реорганизация сменной работы обеспечивает руководству некий резерв: например, если одну из смен необходимо изолировать из-за инфекции, то после тщательной уборки вторая и третья бригады могут продолжать трудиться. С другой стороны, очевидно, что со снижением количества работников снижается и производительность.

 

Решение – коллаборативные роботы

Создание масштабных систем автоматизации требует много времени, средств и трудозатрат на планирование. Сейчас, когда производителям нужно возобновить работу, действуя оперативно и гибко, все три ресурса, вероятно, будут в дефиците.

Использование коботов для социального дистанцирвоания

Рис. 3. Использование коботов

Какова же альтернатива? Одно из возможных решений — применение промышленных коллаборативных роботов (коботов), например модели MELFA ASSISTA (рис. 3). Большинство этих устройств можно быстро ввести в эксплуатацию, они рассчитаны на работу рядом с людьми и настолько универсальны, что их можно быстро обучить под различные задачи, при этом сотрудникам не потребуются глубокие познания в области робототехники. Возможно, главное преимущество таких роботов — их высокая экономическая эффективность. Дальнейшее совершенствование коботизированных решений достигается посредством применения искусственного интеллекта для организации их работы (как, например, решения партнера e-F@ctory Alliance — компании Realtime Robotics) и еще больше сокращает трудозатраты на программирование. Это позволяет на ходу адаптировать траекторию их движения, благодаря чему робот может избегать препятствий в виде людей, других роботов и т. п.

 

Удаленная работа — это не только работа на дому

В ходе возобновления полноценного производства, перезапуска технологических процессов и линий часто выявляются скрытые проблемы, что оборачивается настоящим кошмаром для технических служб. Удаленный доступ — это важное преимущество, но если устройство, к которому через него обращаются, не является интеллектуальным, это преимущество обесценивается, поскольку объем полезной передаваемой информации при этом ограничен. Если на производстве применяются интеллектуальные средства автоматики, способные проводить расширенную самодиагностику, проблемы технического обслуживания можно решить быстрее.

Например, многие давние пользователи преобразователей частоты Mitsubishi Electric знают об их несложной конструктивной особенности — вентиляторе с 3‑проводным подключением, — важность которой становится очевидной в нынешнее время. Ее преимущество — возможность проводить диагностику состояния вентилятора, что, в свою очередь, помогает продлить срок службы преобразователя. В новых устройствах на печатных платах монтируются уникальные датчики, выявляющие влияние коррозионно-активных или загрязненных сред. Совместно с ними в аппаратном обеспечении инвертора применяются современные технологии связи и автоматизации, дополненные искусственным интеллектом. С помощью партнерского ПО они обеспечивают расширенную диагностику оборудования в условиях эксплуатации.

Совершенствование технологий затрагивает не только «внешние» функции устройств, но и их «внутренние» средства, отслеживающие эксплуатационные параметры, влияющие на срок службы изделия — показатели производительности и необходимости обслуживания. Однако такая информация бесполезна, когда она «заперта» внутри устройства. Реальное преимущество она дает тем, кто может получить к ней доступ удаленно.

«Интернет вещей», «Индустрия 4.0» и подобные технологии на слуху уже несколько лет. В их основе лежит процесс получения, передачи и последующего анализа данных. Однако когда руководители предприятий задумываются о решениях с удаленным доступом, их часто отпугивает перспектива работы с большой разветвленной SCADA-системой и всеми ее атрибутами. Эти комплексные системы и правда отлично подходят для сбора крупных объемов данных, сигнализации, анализа и просмотра архивных данных, но, как сказано выше, чтобы их правильно спроектировать и развернуть, требуется время. Для удаленного, но прямого подключения к устройствам визуализации цехового уровня есть другие, более быстрые решения. Они позволяют дублировать местный дисплей или получать доступ к данным через беспроводной интерфейс и даже реализовать современные сценарии с использованием периферийных контроллеров.

 

Заключение

Сейчас крайне важен практический подход. Решением проблем иногда будет обычный защитный экран, в других случаях — покупка кобота. Суть этого подхода заключается в гибкости, масштабируемости и нацеленности на результат. В нынешних условиях важнее всего уметь отделять важное от второстепенного.


Узнать о промышленном «Интернете вещей» и об автоматизированных системах управления предприятием можно в вебинарах на канале Mitsubishi Electric

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *