Цифровое производство и цифровые двойники

Слово редактора

Владимир Никифоров - главный редактор Control Engineering Россия

Владимир Никифоров — главный редактор Control Engineering Россия

Все новое — это хорошо забытое старое. И еще: ничто не ново под Луной. Как часто мы произносим эти фразы по совершенно разным поводам! Серьезным и не очень. Например, общим местом является утверждение, что за тысячелетия цивилизации человеческая природа, характеры ничуть не изменились.

И сегодня в наших современниках легко узнать героев, например, гомеровского эпоса, созданного почти три тысячи лет тому назад. Разве не найдем мы среди наших современников и знакомых легкомысленных Парисов, готовых пожертвовать всем, даже судьбой и благополучием близких и целого города, ради своей страсти? Разве не видим мы по телевизору тщеславных Гекторов и Ахиллов, смыслом жизни которых является только всемирная слава? Разве не сталкиваемся мы с людьми, которые ведут свои дела так, как будто они хитроумные и многоопытные Одиссеи? Все типажи гомеровских героев вполне узнаваемы и в XXI в. Наверное, этим и объясняется многовековой интерес к давним поэмам.

По мнению многих знатоков искусства, еще тяжелее найти что-то принципиально новое в сюжетах художественных произведений. По этому поводу вспоминаю одну из сцен старого советско-чехословацкого фильма «Соло для слона с оркестром». Международное жюри проводит конкурс цирковых номеров. После очередного выступления один из членов жюри говорит: «Старо. Такой номер показывали еще в Древнем Египте». Его коллега удивляется: «Откуда вы это знаете?» Ответ: «Нужно хоть изредка читать папирусы».

Читать далее...

Не знаю по поводу цирка и папирусов, но вот в литературе точно почти все сюжеты уже давным-давно придуманы, и эрудированного читателя удивить неожиданным сюжетом очень тяжело. Возьмем, например, детективы. Какая главная задача любого хорошего детектива? Держать читателя в неведении о том, кто является преступником, до самой последней страницы. Самый надежный прием для достижения этой цели — сделать преступником самого следователя. Он расследует преступление, но почему-то забыл, что сам его и совершил! Так построены бестселлеры (романы и фильмы) XX и XXI вв. — «Сердце Ангела», «Остров Проклятых». Ряд можно продолжать. Но этот прием был придуман еще в V в. до нашей эры! Чтобы убедиться в этом, рекомендую прочитать трагедию Софокла «Эдип-царь»: чтение захватывающее даже для знатоков современного детективного жанра! Фивийский царь Эдип берет под личный контроль расследование таинственного убийства его предшественника — царя Лая… Какие результаты дало расследование и какие последствия имело для всех участников трагедии, рассказывать не буду, лучше прочитать.

Ну, про моду и говорить нечего. Брюки-клеш сменяются брюками-дудочками, потом опять клеш, потом опять дудочки… В какой-то короткий момент и клеш, и дудочки одновременно присутствуют в гардеробе модника, а потом опять меняются по очереди.

Но, кажется, есть область человеческой жизни, где нет никаких возвратов к хорошо забытому старому. Только новое и только вперед! Кажется, эта область — научно-технический прогресс. Вот, например, главная тема номера — цифровое производство и цифровые двойники. Разве это не самые свежие идеи третьего десятилетия XXI в.? Цифровая трансформация, цифровой след, цифровые двойники — разве кто-то раньше пытался описать весь мир цифрой и формулами? Но берем в руки трагедию Пушкина «Моцарт и Сальери» и читаем: «Музыку я разъял, как труп. Поверил // Я алгеброй гармонию». Чем не идея математического описания процесса музыкального творчества? А ведь для музыканта сочинение музыки — тот же производственный процесс. Получается, можно считать, что Сальери у Пушкина говорит про цифровое производство музыкальных сочинений.

Идеи о музыкально-математическом устройстве (так называемое учение о гармонии сфер) и о числовой сущности всего мира еще в VI до н. э. высказывал и античный математик Пифагор. По Пифагору, в основе всех вещей лежат числа или отношения чисел, и весь окружающий мир имеет числовую сущность. Согласитесь, такой взгляд на мир гораздо масштабнее и радикальнее простой идеи цифрового производства!

И все-таки, по моему мнению, все достижения и гениальные мысли наших великих предшественников не отменяют того, что мир продолжает развиваться и каждый день в нем появляется что-то принципиально новое, в том числе новое цифровое производство. Просто полезно хоть изредка читать папирусы, чтобы знать достижения и неудачи наших предшественников и по возможности не повторять их ошибок.

ИЮНЬ 2021

№3 (95)

Цифровое производство и цифровые двойники

Аппаратные средства

Робототехника

Отраслевые решения

Перспектива

Применение и проекты

Ретроспектива