Бизнес-процессы энергетической компании: что автоматизировать в первую очередь
Если попробовать схематично изобразить взаимосвязи между бизнес-процессами, службами и департаментами, то такая схема будет похожа на запутанный клубок (рис. 1). Взаимосвязей между бизнес-процессами критично много. Чтобы определить приоритет внедрения, нужно сначала понять, с какого конца распутывать клубок.
Самые распространенные запросы на автоматизацию бизнес-процессов электросетевых компаний делятся на три типа:
- Учет технологического присоединения: обработка заявок и подготовка сопроводительных документов, включение проекта в инвестиционную программу, контроль проведения строительства нового объекта.
- Учет передачи (транспорта) электроэнергии: регистрация договоров абонентов, заведение точки учета, снятие показаний, расчет полезного отпуска, регистрация взаиморасчетов со сбытовыми компаниями.
- Планирование и проведение технического обслуживания и ремонтов: определение потребностей и проведение закупочных процедур, выполнение ремонтов, бухгалтерский учет затрат материальных ресурсов.
В итоге копания автоматизирует каждый из трех бизнес-процессов – это особенность энергетического рынка и условие развития бизнеса. Однако последовательность автоматизации зависит от приоритетов конкретной компании.
Анализируя запросы наших клиентов и двадцатилетний опыт выполнения проектных внедрений, мы определили, что первоочередная задача внедрения – формирование базы данных о структуре распределительной сети, иерархии подключений и единицах оборудования.
Таким образом, внедрение подсистемы «Учет сетевого оборудования» («Паспортизация оборудования») и есть отправная точка автоматизации отраслевых бизнес-процессов электросетевой компании.
Часто этот процесс относится к службе главного инженера и включает:
- Учет оборудования (количество, принадлежность к территориальной службе).
- Установку нового оборудования.
- Учет состояния оборудования (диагностика оборудования, проведение испытаний оборудования).
- Снятие и перенос оборудования.
При этом необходимо учитывать, что внедрение подсистемы «Учет сетевого оборудования» — сложная задача не только с технической стороны, но и с организационной.
До автоматизации информация об электросетевом оборудовании несистематизированно хранится на бумажных носителях или в электронных таблицах. Для формирования единой базы данных в таких условиях потребуется увеличить не только человеческие трудозатраты, но и срок выполнения, что повлечет за собой увеличение стоимости работ, если эти работы выполняются подрядчиком.
Перед внедрением необходимо провести подготовительную работу:
- Определить глубину паспортизации, например паспортизировать пролеты и опоры для высоковольтных линий или углубиться до изоляторов и отвесов.
- Установить связь между единицами оборудования и основными средствами бухгалтерского учета.
- Создать список оборудования с характеристиками. Этот список состоит из оборудования, которое в ведомстве не только у «Службы эксплуатации», но и у смежных отделов, например «Службы технологических присоединений», «Службы эксплуатации приборов учета» и т. д.
Также перед началом внедрения составляется конечное видение системы в виде технического задания – документ, без которого 99% проектов заканчиваются неудачей. Формируется рабочая группа проекта, в которую включаются представители заинтересованных отделов.
Само внедрение подсистемы «Учет сетевого оборудования» подрядчиком состоит из следующих этапов:
- Установка и настройка подсистемы на серверах заказчика.
- Обучение сотрудников базовому функционалу и определение отклонений функционала от конечных требований заказчика.
- Занесение данных об электросетевом оборудовании в систему.
- Проведение доработок на основе выявленных отклонений.
- Проведение приемочных испытаний доработанного функционала.
- Проведение опытной эксплуатации системы и прием системы в промышленную эксплуатацию.
Для сокращения сроков работ этап 3 (самый продолжительный) проводится параллельно с этапами 4-6. В зависимости от количества единиц оборудования, из которого состоит база данных и отклонений от конечных требований, процесс внедрения длится от четырех месяцев до одного года.
В результате внедрения заказчик получает:
- единую базу данных производственного оборудования;
- иерархическую структуру подключения.
Таким образом, для дальнейшего внедрения подсистем «Транспорт электроэнергии» и «Технологическое присоединение» в подсистеме «Учет сетевого оборудования» первоначально появляется:
- информация о «Фидерах» и «Секциях шин» – для указания точек подключения абонентов;
- структура сети – для формирования балансов электроэнергии;
- информация о технических параметрах оборудования, например свободная трансформаторная мощность.
Схематически взаимосвязи между подсистемами после внедрения подсистемы «Учет сетевого оборудования» выглядят следующим образом (рис. 2).
Окончание этапа внедрения подсистемы «Учет сетевого оборудования» не означает, что подсистема не изменится при внедрении последующих подсистем, например:
- При внедрении подсистемы «Транспорт электроэнергии», возможно, добавится функционал расчета свободной трансформаторной мощности.
- При внедрении подсистемы «Управление запасами» добавится функционал отображения аварийного запаса единиц оборудования (например, трансформаторов) на складе.
- При внедрении подсистемы «Управление технологическими присоединениями» добавится функционал отображения объектов планового строительства.
Подсистема «Учет сетевого оборудования» — это своеобразная «шина данных», которая собирает и хранит информацию из других подсистем для предоставления общего доступа к информации.
Потрясающая рекламная статья!
Ни названия компании, ни программного продукта.
Предлагается искать таких замечательных автоматизаторов по словам «Игорь Проталинский»?
Добрый день Филипп, Игорь Проталинский это мой коллега и технический директор компании «Бест» https://astra-best.ru/ Мы являемся отраслевыми разработчиками линейки программных продуктов 1С:Энергетика. А сам формат статьи не предполагал открытой рекламы.