Перспективы строительства в наш интеллектуальный XXI век

Перспективы строительства в наш интеллектуальный XXI век

Опубликовано в номере:
PDF версия
С чем у нас ассоциируется стройка и какие проблемы наиболее характерны для строительства? Первое — это «майна, вира», непереводимые идиоматические выражения и тяжелый физический труд («бери больше — кидай дальше»). Второе — повышенная опасность и связанный с ней риск травматизма, при этом необходима интенсификация труда, так как строить объекты нужно быстро и не в ущерб качеству. Такие проблемы существовали всегда, однако на арену вышли новые — смена поколений и диктуемая современными реалиями необходимость перехода стройиндустрии на новый интеллектуальный уровень, и это касается не только смены технологий, но и смены управления.

Введение

Проблема смены поколений коснулась многих сфер [1], не обошла она стороной и строительство. Поколение бэби-бумеров (1946–1964), которое стройки не боялось, да и труд строителя был для них престижным, уже подошло к пенсионному возрасту.

Следующее поколение X (1965–1979) было в этом смысле еще более меркантильным, и ехали строить объекты БАМа не столько за романтикой (она была), сколько подзаработать, но и оно стареет. А миллениалы, или поколение Y (1981–1995), смотрит на жизнь и выбор профессии вообще другими глазами. Их менталитет сформирован технологиями, они росли в быстро меняющемся в части технологий и высоко конкурентном мире. Не на словах, а на деле они хорошо осведомлены о возможностях автоматизации и роботизации, простой физический труд на стройке для них не привлекателен, поскольку в других отраслях риски меньше, а заработки порой выше. Так что здесь мы уже видим тенденцию — требуется смена подходов к организации труда на строительных объектах, их нужно менять и менять коренным образом, переводя на новые рельсы [2].

Что же касается следующего поколения, условно названного поколением Z, которое родилось после 1995 г., оно считается будущим мировой экономики. Это поколение с пеленок привыкло к Интернету, смартфону и различным гаджетам. Для поколения Z нет ничего невозможного, они еще более амбициозны, чем миллениалы, так что стройка, пусть и в частично осовремененном варианте, с ее рисками, тяжелым физическим трудом при ограниченной автоматизации, полностью окажется вне их интереса. С поколением Y уже нельзя, а с Z уже просто невозможно работать по-старому, и кто это вовремя не поймет — тот проиграет, а проигравший уходит с рынка. Здесь есть еще один важный социально-экономический аспект — теряя престижность на рынке труда, стройка начинает жить за счет привлечения внешней рабочей силы, так называемых гастарбайтеров, которые часто трудятся нелегально и выводят заработки на родину, поддерживая таким образом экономику своих стран.

Выход из складывающейся ситуации состоит в том, чтобы стройка, как и современные передовые предприятия, стала более интеллектуальной, безопасной и «умной», но при этом нельзя забывать и о не менее важном факторе — эффективности самой работы по строительству объекта.

Специфика строительной отрасли — это, как писал поэт-классик Владимир Маяковский, «сто работ на тыщу рук» технического и вспомогательного персонала, а также использование самых разнообразных механизмов, строительной техники и транспортных средств, и всем этим единым организмом необходимо управлять. Если мы переходим на новый уровень управления и организации труда, которые, отвечая уже текущим требованиям, нацелены не только на ближайшую перспективу, но и смотрят в будущее, то здесь необходимы:

  • полноценный удаленный контроль за ходом строительства различных объектов, в том числе видеоконтроль;
  • охрана и надзор за строительными площадками;
  • контроль работы персонала на строительных площадках;
  • контроль за выполнением техники безопасности, охрана труда и контроль за проведением работ, в том числе не просто в режиме онлайн, а часто и в режиме реального времени.

Эти требования можно условно разделить на три блока:

  1. Контроль и управление строительной техникой (транспорт).
  2. Контроль за территорией (площадка).
  3. Контроль за работой персонала и охрана труда (люди).

Теперь возникает вопрос: где взять нужное оборудование? Причем, чтобы не тратиться на цепочку поставок и не мучиться потом сопряжением оборудования от разных производителей, желательно комплектно от одного поставщика, который, кроме поставки, может оказать и необходимую техническую помощь. Такая компания на российском рынке есть — это «ЕвроМобайл». С ней и ее предложениями стоит познакомиться поближе.

 

Предложения компании «ЕвроМобайл» — основа перехода к «умной» стройке

Контроль и управление за строительной техникой

Учитывая особенности работы спецтранспорта и его назначение, компания «ЕвроМобайл» разработала универсальный комплект системы видеонаблюдения, которая устанавливается на транспортное средство. Такой, уже полностью готовый к использованию комплект оборудования предназначен для организации видеонаблюдения на таких транспортных средствах, как экскаваторы, бетономешалки, тракторы, эвакуаторы, краны-манипуляторы, самосвалы и т. п. (рис. 1).

Комплект оборудования от компании «ЕвроМобайл» для организации видеонаблюдения за работой спецтранспорта

Рис. 1. Комплект оборудования от компании «ЕвроМобайл» для организации видеонаблюдения за работой спецтранспорта

В комплекте имеется высококачественный функциональный видеорегистратор TS-830-AHD с поддержкой AHD (Analog High Definition) — технологии аналогового HD/Full HD-видеоизображения, звука и управляющих сигналов. AHD — это новая технология в сфере видеонаблюдения, по своим возможностям существенно превышающая все существующие аналоговые системы видеонаблюдения. Технология AHD позволяет передавать аудио- и видеосигналы и позволяет реализовать управление по одному коаксиальному кабелю. Для контроля система видеонаблюдения предполагает установку двух камер типа TS-121-AHD и является альтернативой системам на базе стандартов IP и HD-SDI. Формат AHD использует технологию, способную передавать данные по обычным коаксиальным кабелям типа PK-75-3 на расстояние до 500 м. И в то же время для настройки AHD-систем не требуется никаких специальных знаний, как в случае с IP-видеонаблюдением.

Первая камера устанавливается в кабине, вторая — непосредственно на транспортном средстве, в том числе и на его подвижных частях. Использование водителем монитора TS-121-AHD позволит не только настроить и обслуживать видеорегистратор, но и получить дополнительный обзор. Такая система позволяет эффективно контролировать работу транспортного средства во время выполнения работ.

Видеокамеры TS-121C10/11/12-AHD имеют инфракрасную подсветку, их варианты исполнения различаются размерами видеоматрицы и разрешением, предназначены для совместной работы с мобильными транспортными видеорегистраторами в системах транспортного видеонаблюдения и выполнены в металлическом влагозащищенном корпусе со степенью защиты оболочкой IP65/IP66 (рис. 2). Камеры этой серии имеют двойное стекло с антибликовым покрытием. Система подсветки состоит из 24 инфракрасных светодиодов включается автоматически, если окружающие условия освещенности находятся ниже уровня 5 люкс [4].

Купольные инфракрасные видеокамеры TS-121C10/11/12-AHD

Рис. 2. Купольные инфракрасные видеокамеры TS-121C10/11/12-AHD

Благодаря наличию системы видеонаблюдения на транспортных средствах специального назначения вы всегда будете знать, что происходило в кабине и как осуществлялись работы.

Решение для таких транспортных средств базируется на высококачественных HD-регистраторах компании Teswell и «МоВиРег» — серии профессионального мобильного оборудования для организации систем транспортного видеонаблюдения. По сетям сотовой связи 3G/4G регистратор передает видео с камер на удаленный компьютер, а модуль ГЛОНАСС/GPS позволяет контролировать физическое расположение спецтехники. На удаленном ПК устанавливается CMS Teswell, благодаря которому можно наблюдать за тем, что происходит с транспортным средством, в режиме реального времени. Возможность удаленного просмотра видеозаписи позволяет полностью контролировать процессы и расследовать нештатные ситуации.

Teswell TS-830 AHD представляет собой четырехканальный видеорегистратор с записью данных на SD-карту (два слота) и поддержкой Wi-Fi. Общий объем памяти устройства может составлять 256 Гбайт (две SD-карты по 128 Гбайт). Модель предназначена для ведения централизованного видеонаблюдения за обстановкой внутри и снаружи транспортных средств. Профессиональный 4-канальный видеорегистратор TS-830 AHD (рис. 3) отличается малыми размерами 137×132×40 мм и создан для применения на транспорте специального назначения, в том числе и строительного [5]. Важно отметить, что предлагаемые компанией «ЕвроМобайл» системы видеонаблюдения, устанавливаемые на транспорт, имеют сертификат 969 (безопасность на транспорте).

Видеорегистратор TS-830 AHD

Рис. 3. Видеорегистратор TS-830 AHD

Впрочем, какая стройка обходится без подъемных кранов? Поскольку для наблюдения за работой крана не всегда удается подключить провод­ную камеру к концу стрелы (многие краны имеют выдвижные секции), требуется иной подход. Например, на конце стрелы можно разместить камеру модели Teswell TS-121, включающую беспроводные модули для связи и автономное питание. Передача данных камеры на видеорегистратор осуществляется с помощью дополнительного устройства беспроводной связи, работающего на не требующей лицензирования частоте 2,4 ГГц. Передатчик подключается к камере, а весь комплект наружного оборудования помещается в распределительную коробку для защиты от внешних воздействий и непогоды.

Приемник данных располагается в кабине и подключается к видеорегистратору, который записывает видео в онлайн-режиме. Для этого, как и в первом случае, используются четырехканальный видеорегистратор TS-830 компании Teswell и монитор. Роль последнего может выполнить совместимый с транспортными видеорегистраторами 7” жидкокристаллический дисплей Мовирег ВМ-7 (рис. 4), также поставляемый компанией.

Мовирег ВМ-7 — жидкокристаллический дисплей 7”, совместим с транспортными видеорегистраторами

Рис. 4. Мовирег ВМ-7 — жидкокристаллический дисплей 7”, совместим с транспортными видеорегистраторами

На мониторе крановщик может видеть изображение с камеры, установленной на конце стрелы крана. Такая система помогает оператору крана повысить точность выполнения строительных работ. Кроме того, регистратор ведет постоянную запись видеоархива для решения проблем в нештатных ситуациях. При необходимости изображение с камеры крана может быть выведено на удаленные устройства, для этого видеорегистратор поддерживает передачу данных по Wi-Fi, 3G/4G.

Контроль за территорией

Проконтролировать этапы ведения строительства легче, когда можно своими глазами увидеть то, что происходит на стройплощадке, и при необходимости оперативно принять те или иные меры по исправлению зафиксированных нарушений процесса. Оптимально реализовать такое наблюдение можно с помощью видеомониторинга. Такой мониторинг является одной из действенных мер по снижению травматизма при строительстве объектов различного назначения и решения не менее важной задачи — предотвращения подмены материалов и различного рода хищений, что при строительстве объектов на постсоветском пространстве, к сожалению, не такая уж редкость.

Для решения данной проблемы достаточно установить видеокамеры с беспроводной передачей данных на строящемся здании и по периметру стройки. Сигналы от видеокамер, расположенных внутри и по периметру объекта, по каналам беспроводной связи (Wi-Fi) или проводной локальной сети (Ethernet) поступают на промышленный роутер, который находится на территории объекта и размещается на мачте. В таком решении могут использоваться, например, предлагаемые компанией роутеры в промышленном водонепроницаемом пылезащищенном корпусе.

Для организации удаленного доступа к различным объектам строительной площадки через закрытую сеть может использоваться, в частности, промышленный маршрутизатор Robustel R3000-4L [6] (рис. 5). Роутер работает на базе мобильных сетей. Применение 3G/4G-сетей провайдера позволяет минимизировать траты на содержание инфраструктуры и число выездов инженерных бригад.

Промышленный маршрутизатор Robustel R3000-4L

Рис. 5. Промышленный маршрутизатор Robustel R3000-4L

Маршрутизатор Robustel R3000-4L поддерживает частотные диапазоны сетей LTE, HSPA, UMTS, EDGE, GPRS, GSM, имеет широкий диапазон входного напряжения и функционирует при температурах –40…+70 °С. Поддержка большого спектра сетевых протоколов и VPN-туннелирование обеспечивают надежную передачу видеоданных на удаленные компьютеры. Видеонаблюдение в режиме онлайн доступно из любой точки, где есть мобильный Интернет от сотового оператора, что позволит держать под контролем всю территорию стройплощадки и предотвратить кражу или подмену стройматериалов. Кроме того, нельзя забывать, что веб-камеры на стройплощадках, как источники открытой информации о ходе строительства, становятся конкурентным преимуществом и залогом доверия клиентов.

Помимо Ethernet-интерфейсов, маршрутизаторы Robustel имеют набор цифровых входов и выходов, а также последовательный интерфейс RS-232/485 для подключения любого типа промышленного оборудования. Более того, благодаря поддержке двух SIM-карт маршрутизатор может обеспечить резервирование передачи данных в случаях, когда произошел сбой сети у одного из используемых сотовых операторов. Кроме собственно системы наблюдения за территорией, на основе маршрутизатора Robustel R3000-4L может быть создана система контроля за перемещением строительной и автомобильной техники.

К сети, созданной на базе маршрутизатора Robustel, могут быть подключены самые различные производственные активы — экскаваторы, бульдозеры, погрузчики, самосвалы и т. п. Пример организации такой системы показан на рис. 6.

Система контроля строительной техники (экскаваторы, бульдозеры, дробильные комплексы, погрузчики, самосвалы и т. п.), созданная на базе маршрутизатора Robustel

Рис. 6. Система контроля строительной техники (экскаваторы, бульдозеры, дробильные комплексы, погрузчики, самосвалы и т. п.), созданная на базе маршрутизатора Robustel

Роутеры, подключаясь к бортовым панелям такой строительной техники на основе закрытого APN от оператора мобильной связи, организуют защищенную сеть. При необходимости для доступа к оборудованию, работающему на уровне L2, маршрутизаторы с помощью OpenVPN можно виртуально объединить в один Ethernet-сегмент.

Возможности системы на основе роутеров Robustel:

  • мониторинг в режиме реального времени;
  • обмен данными через закрытую сеть провайдера;
  • объединение сетей в один L2/L3-сегмент;
  • передача телеметрии для отслеживания состояния производственных активов;
  • при необходимости обеспечение доступа в глобальную сеть;
  • организация доступа к станции поправок для высокоточных GNSS-приемников.

Каталог роутеров Robustel в поставках компании «ЕвроМобайл» доступен по ссылке [7]. Важно, что данные роутеры имеют централизованную платформу управления устройствами Robustel — Robustel Cloud Manager Service (RCMS). Система RCMS разработана для обеспечения быстрого подключения и управления устройствами с помощью интуитивно понятного пользовательского интерфейса (рис. 7) и доступна для применения и как облачный сервис Robustel, и как локально установленная программа. RCMS позволяет осуществлять гибкий, безопасный и экономически эффективный способ сбора, хранения и распределения данных об устройствах, задействованных на стройплощадках, приближая нас к полноценному «Интернету вещей» в строительной отрасли [8].

Центральное окно управления (dashboard) визуально отображает состояние всех подключенных устройств. С помощью этого окна можно одновременно получить отображение статуса всех устройств, их производительности и состояния

Рис. 7. Центральное окно управления (dashboard) визуально отображает состояние всех подключенных устройств. С помощью этого окна можно одновременно получить отображение статуса всех устройств, их производительности и состояния

Бесперебойное питание на строительных площадках практически всегда обеспечивают резервные дизель-генераторы, но если строительство длится долго или это удаленный объект, то можно использовать солнечную энергию. Для бесперебойного электроснабжения бытовых помещений или в качестве резервного источника питания систем относительно небольшой мощности применяются солнечные панели. Управлять такими установками можно дистанционно, через Интернет, с помощью 4G-шлюза M1200-4L c функциями роутера, который обеспечивает передачу данных по последовательным портам и цифровым входам/выходам (рис. 8).

Интеллектуальный промышленный 4G-шлюз/роутер M1200-4L компании Robustel

Рис. 8. Интеллектуальный промышленный 4G-шлюз/роутер M1200-4L компании Robustel

M1200-4L предназначен для передачи данных по сетям GSM, GPRS, EDGE, UMTS. WCDMA, HSDPA, HSUPA, HSPA+, FDD LTE, TDD LTE. Для обеспечения непрерывной и надежной передачи данных он оснащен двумя SIM-картами, поддерживает цифровые входы и выходы, RS-232, RS-485 и мини-USB-интерфейсы. Маршрутизатор промышленного класса M1200-4L обеспечивает стабильное соединение и передачу данных, рассчитан на работу в жестких условиях окружающей среды. В соответствии с заложенной программой терминал может разными способами реагировать на сигналы с датчиков (отправка СМС техперсоналу, включение сигнальной сирены и т. д.). Схема подключения интеллектуального промышленного 4G-шлюза/роутера M1200-4L показана на рис. 9.

Схема подключения интеллектуального промышленного 4G-шлюза/роутера M1200-4L компании Robustel

Рис. 9. Схема подключения интеллектуального промышленного 4G-шлюза/роутера M1200-4L компании Robustel

 

Контроль за работой персонала и охрана труда

Ни для кого не секрет, что стройплощадка — это территория повышенной опасности, а самый опасный и непредсказуемый на ней фактор — человеческий. Сравнение данных Росстата со статистикой Международной организации труда (МОТ) показывает: несмотря на положительную динамику, Россия остается лидером по числу смертей на рабочем месте даже среди постсоветских стран. По данным на 2018 год, на 100 тыс. населения здесь приходится шесть погибших в год. Для большинства стран Евросоюза этот показатель варьировался в последние годы в пределах 0–3. По данным МОТ, опаснее всего условия работы в российской промышленности (в 2017 году было 264 погибших) и строительстве (214 погибших и 1,9 тыс. пострадавших). Следом идут сфера транспорта, сельское хозяйство и область добычи полезных ископаемых [9]. Одним из действующих факторов, позволяющих снизить этот показатель, является тщательный контроль за текущей ситуацией на стройплощадках, о чем уже было сказано выше, и рабочим персоналом.

В этом направлении, крайне важном для организации того, что мы назвали «умной» стройплощадкой, компания «ЕвроМобайл» предлагает решение «ЮПИТЕР» [8]. Это комплексное решение для организации удаленного контроля за выполнением правил техники безопасности при проведении опасных работ и работ повышенной сложности. И хотя оно в первую очередь направлено на контроль и видеофиксацию действий выездных бригад, данное решение с успехом может быть использовано как базовое для контроля действий персонала на стройплощадках.

Система решает следующие задачи:

  • Видеоконтроль за соблюдением правил техники безопасности при работе бригад.
  • Формирование доказательной базы аудио- и видеоматериалов.
  • ГЛОНАСС/GPS-позициони­рование, сопоставление с полученными аудио- и видеоматериалами.
  • Фиксирование рабочего процесса на объектах.
  • Автоматическая передача видеоданных в центральный аппарат в конце каждой смены.

Видеокомлекс (рис. 10) состоит из нескольких компонентов: мобильных видеорегистраторов МАВР 7411 или 7412, терминалов «ЮПИТЕР 7420/7436» для зарядки, хранения и выгрузки данных видеорегистраторов и специального программного обеспечения (СПО).

Решение «ЮПИТЕР» позволяет осуществлять контроль действий персонала в зонах повышенной опасности

Рис. 10. Решение «ЮПИТЕР» позволяет осуществлять контроль действий персонала в зонах повышенной опасности

Общая видеосъемка на стройплощадке дает общую картину, но не может контролировать всех участников стройки. Эта задача решается с помощью индивидуальных видеорегистраторов и локального позиционирования. Мобильный видеорегистратор, который находится у сотрудника, осуществляет видеозапись происходящей обстановки: записывает видео и звук при выполнении работ бригадой. После окончания трудовой смены сотрудники выездной бригады возвращают видео­регистраторы в терминал, в котором происходит автоматическая выгрузка видео, записанных за трудовую смену. Терминал «ЮПИТЕР 7420» в течение 30 календарных дней осуществляет хранение видеозаписей, доступных для просмотра и поиска администратором (центрального аппарата).

Этот комплекс дополняется персональными носимыми LTE-рациями (PoC) [10]. В настоящее время компания «ЕвроМобайл» предлагает три модели:

  • Т8 — персональный видеорегистратор от компании Telo Systems. С его помощью можно осуществлять контроль за выполнением работ в режиме онлайн или в записи. Т8 отличается компактными размерами и самым широким функционалом и позволяет передавать видео в режиме онлайн по сети 4G/LTE, поддерживает большинство беспроводных технологий: 2G/3G/LTE, Wi-Fi, NFC, Bluetooth. Передача голоса осуществляется по принципу Push-to-Talk («нажми и говори»).
  • TE300 поддерживает спутниковую систему позиционирования GPS и ГЛОНАСС, оптимален для PoC-решений, где требуется отслеживание и управление на больших пространствах. Позиционирование в помещении осуществляется с помощью маяков Wi-Fi и Bluetooth. Поддерживает передачу голоса по принципу Push-to-Talk Over Cellular (система мобильной связи, предназначенная для управления и диспетчеризации, использует сеть сотовой связи оператора).
  • TE580P — LTE/PoC-рация с функцией записи видео и мгновенной связи по сети 4G. Для удобной навигации и просмотра отснятого видео TE580P имеет сенсорный экран диагональю 3.1 дюймов. Класс защиты корпуса от пыли и влаги IP67, выдерживает погружение в воду на глубину 1,5 м до 30 мин. Для позиционирования на местности поддерживает ГЛОНАСС и GPS.

С помощью этих устройств (рис. 11), поскольку их радиус действия не ограничен, можно создавать группы для общения, удаленно наблюдать за ними по видео, записывать и сохранять видеозаписи (в зависимости от модели). Они применяются не только для охраны и патрулирования, но и для организации и управления работой разных групп на строительной площадке.

Персональные носимые LTE-рации Т8, TE300 и TE580P

Рис. 11. Персональные носимые LTE-рации Т8, TE300 и TE580P

В завершение обзора предложений и решений компании «ЕвроМобайл» следует упомянуть и проблему, ставшую реалией текущего момента, а именно то, как организовать работу в условиях коронавируса COVID-19. Поскольку долго оставаться на карантине экономика никакой из стран не может, необходимо не только работать, но и принимать при этом соответствующие меры, чтобы этот коварный вирус не выкосил персонал. Так что события последних месяцев в части эпидемии COVID-19 заставили прибегнуть к использованию современных технологий видеонаблюдения для отслеживания возможных угроз распространения коронавируса. В этом направлении «ЕвроМобайл» предлагает Visioсheсk ТС19 — устройство распознавания лиц и определения температуры тела [12] (рис. 12).

Visioсheсk ТС19 — устройство распознавания лиц и определения температуры тела

Рис. 12. Visioсheсk ТС19 — устройство распознавания лиц и определения температуры тела

Прибор разработан для удаленного измерения температуры человека, точность измерения: ±0,3 °С, расстояние измерения 30–120 см. Кроме того, «ЕвроМобайл» предусмотрел интеграцию уже готового решения IP-системы наблюдения с системой контроля доступа (СКУД). Узел наблюдения и оповещения снабжается профессиональным маршрутизатором RUTX09, работающим в системе сотовой связи четвертого поколения [13]. Такое решение можно использовать на проходных: это обеспечит безопасность сотрудников и поможет предотвратить распространение вирусов, таких как COVID-19.

 

Заключение

Если социализм, как говорили раньше, — это учет и контроль, то капитализм — это учет и контроль в квадрате. И задача здесь не перевыполнение плана по валу с пресловутым «освоением средств», а выполнение намеченного точно в срок, с оптимальными затратами и не в ущерб качеству. При капитализме никто (как это бывало во время летних подработок автора статьи каменщиком и спецом по канализационным стокам) не привезет долгожданный бетон вместо первой смены во вторую, когда на объекте осталась только одна вспомогательная бригада для установки риштовок, и никто его не закопает, поскольку использовать его некому, а сохранить на утро уже нет возможности.

Но вопрос касается не только логистики, нужна перестройка всего процесса с переводом его на интеллектуальный уровень. Если смотреть в будущее, то, сделав первые шаги к «умной» стройке, в чем нам несомненно поможет оборудование, поставляемое компанией «ЕвроМобайл», и ее решения, мы перейдем к широкому использованию строительного «Интернета вещей», различных типов реальности и цифровых двойников, которые уже успешно применяются в других индустриальных сферах [12]. А далее, когда на строительные объекты в качестве не только рабочих, но и инженеров придет амбиционное поколение Z, дело дойдет и до применения искусственного интеллекта, и кто знает, что будет дальше. К стройкам на Луне уже подготавливаются вплотную, да и застройка Марса на подходе, а там, глядишь, как утверждали в 60-е космонавты и мечтатели, и яблони будут цвести. Какой же дом без сада, пусть и на Марсе?

Дополнительная информация по описанному оборудованию и решениям на его основе доступна на сайте компании «ЕвроМобайл» [3], в том числе и по ссылке [13] с описанием технологии беспроводной связи для строительной отрасли.

Литература
  1. Леонова Е. Теория поколений от X до Z (и почему это важно).
  2. Зенкевич А. Цифровые технологии для обучения производственного персонала // Control Engineering Россия. 2018. № 6.
  3. euromobile.ru.
  4. TS-121C10/11/12-AHD.
  5. Видеонаблюдение для спецтранспорта.
  6. R3000-4L (промышленный 4G-роутер с двумя SIM-картами).
  7. LTE-роутеры
  8. Видеофиксация действий выездных бригад.
  9. Россия в числе лидеров по количеству смертей на рабочем месте.
  10. LTE-рации (PoC).
  11. Томас М. Д. Цифровизация реальности для сотрудников современного производства // Control Engineering Россия. № 4.
  12. Visioсheсk ТС
  13. Умная стройка: технологии беспроводной связи для строительной отрасли.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *