СПбГЭТУ «ЛЭТИ»

70 лет кафедре систем автоматического управления СПбГЭТУ «ЛЭТИ»

Опубликовано в номере:
PDF версия
Статья посвящена 70-летнему пути развития кафедры систем автоматического управления СПбГЭТУ «ЛЭТИ». В истории кафедры четко прослеживается несколько периодов, которые неразрывно связаны с именами ее заведующих и условно могут быть названы становлением, эволюцией, подъемом и развитием.
Дмитрий Васильевич Васильев, ЛЭТИ

Рис. 1. Дмитрий Васильевич Васильев

Становление (1947–1977 гг.)

В апреле 1947 г. в Ленинградском электротехническом институте (ЛЭТИ) на электроэнергетическом факультете (современный ФЭА — факультет электротехники и автоматики) была организована первая в стране кафедра синхронно-следящих систем и электрификации артустановок (позже называлась кафедрой синхронно-следящих систем, а затем — систем автоматического управления) [1]. Электромеханические системы автоматического управления входили в сферу научных интересов ученых ЛЭТИ еще с 1930-х гг. Помимо кафедры автоматики и телемеханики, здесь активно работали кафедры электропривода, приборов управления стрельбой, гироскопии и др. Создание отдельной кафедры следящих систем было обусловлено бурным развитием электромеханических следящих систем обнаружения, сопровождения и наведения, которые особенно хорошо зарекомендовали себя во время войны — в артиллерийских установках, радарах и навигационных системах.

Организатором работ по созданию кафедры и ее заведующим на протяжении первых тридцати лет был выпускник Ленинградского политехнического института (1930) профессор Дмитрий Васильевич Васильев (рис. 1) [2]. После окончания института он был оставлен на преподавательской работе; вместе с тем читал лекции в Военной электротехнической академии и был экспертом Комитета по изобретательству при Совете Труда и Обороны СССР по электротехнической секции. В 1945 г. Васильев перешел на работу в ЛЭТИ — на кафедру приборов управления стрельбой, защитил докторскую диссертацию и в 1946 г. был избран профессором кафедры промышленной электроники и деканом электроэнергетического факультета.

Изначально кафедра синхронно-следящих систем и электрификации артустановок размещалась в нескольких подвальных помещениях первого корпуса и только к своему десятилетию перебралась в десять комнат первого этажа второго корпуса. С момента образования и вплоть до начала 1960-х гг. в штат кафедры входили всего шесть преподавателей, читавших четыре дисциплины, которые, в свою очередь, были подкреплены тремя лабораториями. Поэтому подготовка инженеров по специальности 0544 «Синхронно-следящие системы артиллерийских установок» велась в кооперации с другими выпускающими кафедрами.

В первое десятилетие существования кафедры ее научная деятельность была направлена на разработку маломощных следящих систем и развитие инженерных методов расчета систем синхронной связи. Однако уже к концу 1950-х гг. на кафедре на долгие годы вперед определились два других направления научных работ:

  1. Обнаружение и распознавание объектов.
  2. Моделирование и разработка средств исследования сложных военно-технических систем (СВТС).

Началом развития первого направления стали изготовление и полигонные испытания опытного образца тепловой головки самонаведения (изделие ГЛ-1) в составе противотанковой ракеты разработки ОКБ-43 (ныне ФГУП «КБ специального машиностроения»). Испытания прошли успешно, и хотя работы по созданию этой ракеты были прекращены, на кафедре вплоть до 1990-х гг. существовало направление НИР, связанное с разработкой методов выделения сигнала на фоне помех с целью создания систем самонаведения.

Началом и заметным результатом второго направления послужило создание двух аналого-цифровых моделирующих комплексов (АЦМК): шифры «Сетка» и «Диск». Для АЦМК «Сетка» на кафедре была собрана вся цифровая часть. Переданный заказчику (НИИ-14 ВМФ), он более десятка лет использовался для оценки эффективности корабельных систем радиоэлектронного противодействия. АЦМК «Диск», проектирование которого вела кафедра, а изготовление и наладку цифровой аппаратуры осуществляло СКБ при ЛЭМЗ, в начале 1970-х гг. был внедрен в эксплуатацию в НИИ-3 ВМФ, а на его базе была образована отраслевая лаборатория, долгое время проводившая исследования систем управления торпедного оружия.

Шестидесятые годы — самый разгар холодной войны, и это не могло не отразиться на содержании подготовки молодых специалистов. В 1960 г. увеличился прием на одну группу по специальности 0544 и вместе с тем открылась подготовка по новой специальности 0624 — «Системы управления ракет и других летательных аппаратов» (две группы). В связи с этим кафедра была переименована в кафедру систем автоматического управления. Ее преподавательский состав пополнился девятью молодыми выпускниками аспирантуры, а общая численность преподавателей и научных сотрудников к началу 1970-х гг. увеличилась до 50 человек.

 

Юрий Анатольевич Борцов, ЛЭТИ

Рис. 2. Юрий Анатольевич Борцов

Эволюция (1977–1997 гг.)

В 1977 г. в ЛЭТИ прекратился прием на специальность 0544, кафедру перенесли в новые, более просторные помещения, и в этом же году в связи с возрастным ограничением вместо Васильева по предложению ректората новым заведующим кафедрой был избран профессор Юрий Анатольевич Борцов (рис. 2) [2] — участник ВОВ, выпускник МЭИ (1953), преподаватель кафедры электропривода и автоматизации производства ЛЭТИ (1966–1977), д. т. н. (1974) и декан ФЭА (1975–1981).

Закономерно, что с приходом профессора Борцова на кафедре возникла новая научная группа — по адаптивному управлению электромеханическими системами. Кафедра стала все большее внимание уделять гражданской тематике при постепенном уменьшении численности и объемов финансирования групп, занимающихся оборонной тематикой.

Завоеванный кафедрой авторитет способствовал тому, что именно ей в 1981 г. было поручено Минвузом СССР составить паспорт специалиста по специальности 0624. Он был согласован со всеми восемью вузами, ведущими подготовку по этой специальности, и четырьмя общесоюзными министерствами, что способствовало координации планов подготовки специалистов и издания учебной литературы.

К концу 1980-х гг. почти треть преподавателей кафедры сменилась выпускниками аспирантуры. После упразднения нескольких курсов были введены новые учебные планы, в соответствии с которыми были модернизированы существовавшие лаборатории, а также созданы две новые на основе ЭВМ ДВК-2 и СМ-4 — тем самым количество лабораторий увеличилось до пяти.

В это же время были проведены большие работы по оптимизации динамики электроприводов непрерывных линий высокопроизводительных прокатных станов, бумагоделательных машин и испытательных комплексов механических трансмиссий вертолетов завода им. Климова. Кафедра также организовала серийное производство тиристорных электроприводов с адаптивными регуляторами на заводе «Электроавтоматика» (г. Ставрополь) и внедрила свои разработки в управление поворотными соплами истребителей нового поколения, создаваемых в ГУП «КБ им. Сухого». Продолжился ранее взятый курс на создание отраслевых лабораторий, и в 1980 г. одна из них была открыта в НПО «Ленинец», руководителем которой был назначен научный сотрудник кафедры к. т. н. В. В. Путов.

К концу 1990-х гг. профессор Борцов и его ученики, Н. Д. Поляхов и В. В. Путов, создали научно-педагогическую школу (НПШ) интеллектуальных и адаптивных систем управления. Преподаватели стали читать лекции и выступать с докладами в странах ближнего и дальнего зарубежья.

Однако известные события начала 1990-х гг. привели к сокращению хоздоговорной тематики в научных исследованиях и значительному уменьшению числа научных сотрудников (до пяти человек). Проделав большую работу по исследованию торпедного оружия и самолетных систем управления, в начале 1990-х гг. прекратили свое существование обе отраслевые лаборатории. Долгое невнимание к учебному процессу привело к тому, что перестали обновляться учебные планы и программы дисциплин, а лабораторная база не только устарела, перестав удовлетворять современным требованиям, но и практически пришла в негодность.

 

Виктор Владимирович Путов, СПбГЭТУ «ЛЭТИ»

Рис. 3. Виктор Владимирович Путов

Подъем (1997–2013 гг.)

Этот этап развития кафедры неразрывно связан с именем д. т. н. (1994), профессора Виктора Владимировича Путова (рис. 3), выпускника Ивановского энергетического института (1968) и сотрудника ЛЭТИ с 1978 г. [2].

Приняв кафедру в полуразрушенном состоянии (в прямом и переносном смыслах), профессор Путов приложил к ее воссозданию немало сил и сумел поставить дело так, что уже через каких-то десять лет кафедра по внешнему виду, оснащению техникой, составу преподавательских кадров и другим показателям заняла лидирующее положение в ЛЭТИ.

Сокращение объема хоздоговорных НИР кафедра частично компенсировала на рубеже веков за счет участия в госбюджетных НИР (целевых программах и различных грантах) и благодаря преподавателям, совмещавшим свою деятельность с работой в научно-производственных фирмах. Какое-то время все ранее существовавшие научные группы продолжали свою работу. Однако уже к 2013 г. финансирование и численность двух групп, занимавшихся распознаванием объектов и моделированием СВТС, значительно уменьшились и они прекратили свое существование.

Под руководством Путова возникла новая научная группа, занявшаяся разработкой технологии контроля фрикционных свойств аэродромных и автодорожных покрытий, которая была реализована в виде автоматизированных электромеханических комплексов (АЭМК) оперативного контроля взлетно-посадочных полос. По результатам сертификационных испытаний созданные кафедрой АЭМК были включены в «Перечень специальных средств измерений гражданской авиации РФ» и теперь эксплуатируются на аэродромах ряда городов России.

К середине 2000-х гг. профессором Путовым, по сути, заново была создана НПШ «Разработка теоретических основ синтеза адаптивных аналитических и интеллектуальных систем управления динамическими объектами». В ее работе приняли участие почти 20 человек, среди них преподаватели, аспиранты и студенты.

В этот период, как никогда ранее, наибольшее внимание стало уделяться учебному процессу. Ряды преподавателей пополнились двумя профессорами (А. Г. Микеровым и Л. Д. Кизимом), несколькими молодыми учеными и аспирантами. А. Г. Микеров много сделал для популяризации и привлечения студентов и сотрудников ЛЭТИ к участию в работе IEEE (Institute of Electrical and Electronics Engineers). Летчик-космонавт СССР, дважды Герой Советского Союза Л. Д. Кизим после выхода в отставку проработал на кафедре пять лет. Его участие в жизни ЛЭТИ вызывало всеобщий интерес и желание прикоснуться к легенде космоса. Впервые стало практиковаться участие аспирантов и работников промышленности в преподавательской деятельности. Аспирант-преподаватель — это явление, позволившее привлечь и закрепить на кафедре молодых людей, в которых остро нуждалась высшая школа.

Осенью 2008 г. Совет университета одобрил инициативу слияния кафедр САУ и ЭАС (электрификации и автоматизации судов). У объединенной кафедры осталось прежнее название — «Системы автоматического управления». К этому времени удалось укрепить связи с рядом ведущих научно-производственных фирм и при их поддержке полностью обновить лабораторную базу, открыв пять новых учебно-научных лабораторий (УНЛ) и ресурсный центр, включающий еще три лаборатории [3].

В связи с переходом ЛЭТИ на двухступенчатую систему подготовки кадров на кафедре прекратилась подготовка инженеров (последний выпуск состоялся в 2010 г.). Для обучения будущих бакалавров и магистров было выбрано направление «Автоматизация и управление» (позже — «Управление в технических системах»). Кафедра стала активно сотрудничать с иностранными вузами, участвуя в совместных образовательных программах подготовки магистров с Лаппеенрантским техническим университетом (Финляндия) и бакалавров — с Технологическим институтом г. Сюйчжоу (Китай).

 

Виктор Николаевич Шелудько, СПбГЭТУ «ЛЭТИ»

Рис. 4. Виктор Николаевич Шелудько

Развитие (с 2014 г.)

В феврале 2014 г. в связи с ограничением по возрасту вместо Путова новым заведующим кафедрой САУ был избран ее выпускник (1987), работающий на кафедре с 2005 г., д. т. н. (2013), первый проректор СПбГЭТУ «ЛЭТИ», профессор Шелудько Виктор Николаевич (рис. 4) [2].

С его приходом на кафедру продолжились ранее начатые преобразования: изменился внешний облик кафедры, практически все сотрудники стали принимать участие в научных исследованиях, при этом исчезло деление работ и сотрудников по научным группам (специалисты для решения задачи стали подбираться вне зависимости от их участия в другой научной работе).

Основными направлениями исследований стали:

  • управление движением (неустойчивых динамических объектов, беспилотников, наземных роботов, морских судов);
  • диагностика (взлетно-посадочных полос, технических систем);
  • прогнозирование (энергопотребления, остаточных ресурсов, аварийных состояний техники).

Объем финансирования научных работ кафедры ежегодно составляет 17–18 млн руб.

Наряду с подготовкой бакалавров и магистров по направлению «Управление в технических системах» на кафедре стали обучать бакалавров по направлению «Электроэнергетика и электротехника (профиль «Электрооборудование и автоматика судов»), и в дополнение к восьми существовавшим УНЛ были открыты две новые лаборатории: «Судовые электроэнергетические системы» и «Удаленный доступ к образовательным ресурсам». В общей сложности в лабораториях кафедры имеется более 100 компьютеризированных и почти 30 специальных рабочих мест, оснащенных как промышленным, так и уникальным исследовательским оборудованием.

Преподают на кафедре 36 человек. Среди них 4 профессора (д. т. н.), 23 доцента (к. т. н.), 2 ассистента (к. т. н.) и 7 ассистентов (без степени). Девять преподавателей являются представителями научно-производственных организаций. Средний возраст преподавателей составляет около 48 лет, при этом доля преподавателей моложе 40 лет составляет почти 40%.

За время существования кафедра подготовила 7 докторов наук, более 160 кандидатов наук, более 2700 инженеров, 460 бакалавров и около 250 магистров. Многие из ее выпускников добились выдающихся результатов. Так, только среди выпускников-инженеров [3] 10 докторов наук, более 150 кандидатов наук, 2 лауреата Ленинской премии, 8 лауреатов Государственных премий, 1 член-корреспондент РАМН и более 20 руководителей крупных научных и производственных предприятий.

 

Заключение

На протяжении всей истории своего существования кафедра САУ занимала лидирующее положение в вузе, внесла заметный вклад в развитие науки и техники в области систем управления и подготовила множество высококвалифицированных специалистов. Каждый из ее заведующих привнес в работу кафедры новое научное направление и способствовал ее успешному развитию.

Литература
  1. Лямкин А. А. Период становления кафедры САУ // Известия СПбГЭТУ «ЛЭТИ». 2016. №4.
  2. Выдающиеся выпускники и деятели Санкт-Петербургского государственного электротехнического университета «ЛЭТИ» имени В. И. Ульянова (Ленина). 1886–2006: биографический справочник / Под ред. Д. В. Пузанкова. СПб.: Изд-во СПбГЭТУ «ЛЭТИ» им. В. И. Ульянова (Ленина), 2006.
  3. Кафедра систем автоматического управления.

Комментарии на “70 лет кафедре систем автоматического управления СПбГЭТУ «ЛЭТИ»

  1. Неясно, что непосредственно сделал Шелудко на этапе развития (с 2014 г.)?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *