Оптические системы для автопилотируемых и роботизированных комплексов
Оптические системы на базе тепловизионных камер
В беспилотных транспортных средствах широкое распространение получили тепловизионные камеры крупнейшего американского производителя FLIR. Серия Boson (рис. 1), в основе которой лежит использование неохлаждаемого микроболометра в спектральном диапазоне 8–14 мкм (LWIR), приобрела популярность благодаря своим миниатюрным размерам и легкой интеграции в различные оптические системы.
Камера разрешением 640×512 пикселей обладает 8-кратным цифровым зумом и кадровой частотой 60 Гц. Габариты устройства составляют всего 21×21×11 мм при весе 8 г и дистанции измерения до 12 км.
На российском рынке тепловидения в качестве альтернативы изделиям FLIR выступают камеры производства НПК «Фотоника». Миниатюрные LWIR-камеры представлены в двух версиях: TI6120 (рис. 2) с разрешением 640×512 пикселей и TH12120 с разрешением 1280×1024 пикселей. В отличие от заокеанских моделей, использующих классические интерфейсы UART и USB, отечественные камеры имеют современный и быстрый интерфейс MIPI CSI-2. Это позволяет проводить локальную обработку изображений, где применяются нейросети и искусственный интеллект.
Серия микроболометров производства НПК «Фотоника» имеет технические характеристики, представленные в таблице 1.
Модель |
TI6120 |
TH12120 |
Тип сенсора |
VOx |
|
Разрешение, пиксели |
640×512 |
1280×1024 |
Размер пикселя, мкм |
12 |
|
NETD, мК |
< 40 (F/1.0, 50 Гц, 300 К) |
< 50 (F/1.0, 50 Гц, 300 К) |
Интерфейс |
MIPI CSI-2 (GMSL2/FPD-Link III)/CameraLink/LVDS |
|
Частота кадров, Гц |
25 |
|
Рабочая температура, °C |
–40…+50 |
|
Напряжение, В |
DC 5 (12) |
|
Вес (без объектива), г |
20 |
140 |
Габариты (без объектива), мм |
25×25×25 |
50×50×50 |
Возрастающая потребность в повсеместном внедрении системы помощи водителю (ADAS) и интеллектуальной транспортной системы (ITS) расширила область применения современных тепловизионных модулей. К примеру, LWIR-камера может быть установлена на крыше автомобиля или в решетке радиатора для обеспечения четкого виденья в ночное время суток или в условиях плохой видимости.
Помимо легковых и грузовых транспортных средств, камеры могут устанавливаться в качестве полезной нагрузки для дронов и БПЛА, поскольку отличаются небольшими габаритами и легким весом.
Несмотря на неоспоримые преимущества тепловизионных модулей, у них есть одно существенное ограничение — невозможность получения изображений через стекло. Это связано с тем, что стекло является высокоотражающим материалом и не пропускает ИК-излучение. Альтернативным вариантом в таких случаях становится применение лазерных сканирующих систем, в частности твердотельных и механических лидаров.
Оптические системы на базе 3D-лидаров в ближнем ИК-диапазоне
Одной из наиболее востребованных технологий, используемых в сенсорах для роботизированных комплексов и систем автопилотирования, является ToF, или времяпролетная технология. Сенсоры, работающие по ToF-технологии, непрерывно испускают модулированный свет, который отражается от объекта и затем регистрируется приемным устройством. Расчет времени, прошедшего с момента испускания света до его фиксации приемником, служит основой для генерации облака точек. Благодаря сгенерированному облаку и алгоритмам, написанным в операционной системе ROS, осуществляется ориентация беспилотной платформы в пространстве.
Современные 3D-лидары имеют различные варианты исполнения. К числу наиболее распространенных вариантов относятся механические лидары, которые представляют собой цилиндрический сенсор и получают информацию об окружающем пространстве на 360°. Сегодня на рынке РФ набирают популярность твердотельные лидары, угол обзора которых задается с помощью перемещения MEMS-зеркал. В свою очередь, твердотельные лидары делятся на гибридные, фазовые и ToF. Преимуществом твердотельных лидаров является устойчивость к низким рабочим температурам и высоким уровням вибрации, что представляется важнейшим фактором их использования в климатических условиях российских регионов.
Российский рынок 3D-лидаров в основном представлен продукцией компаний Hesai Technology, Robosense и Leishen LiDARs (рис. 3–5). Однако все большую долю рынка осваивают молодые высокотехнологичные компании, такие как Blickfeld и Benewake. В изделиях Blickfeld предусмотрена возможность программного изменения угла обзора, а это одно из главных конкурентных преимуществ. Твердотельные лидары от Benewake (табл. 2) обладают большим вертикальным углом обзора в 30° и повышенной устойчивостью к вибрационному воздействию. Благодаря этому они успешно применяются в ж/д и карьерной технике, выдерживая суровые условия эксплуатации.
Модель |
AT128 |
M1 |
CH128X1 |
Диапазон измерения, м |
200 (10%) |
150 (10%) |
160 (10%) |
Угол обзора, ° |
120×25 |
120×25 |
120×25 |
Частота, Гц |
25 Гц |
10 Гц |
25 Гц |
Габариты, мм |
137×112×47 |
110×108×45 |
118×90×75 |
Вес, кг |
0,96 |
0,73 |
1 |
Потребление, Вт |
18 |
15 |
15 |
Защита |
IP69 |
IP67 |
IP69 |
Облако точек, тыс. точек |
1536 |
750 |
760 |
Механические 32-канальные 3D-лидары (табл. 3, рис. 6–8) активно используются в наземных роботизированных комплексах, для создания цифровых моделей рельефа с воздуха и в беспилотных транспортных средствах за счет возможности получения облака точек на 360° по горизонтали.
Модель |
C32 |
XT32 |
RS32 |
Диапазон измерения, м |
160 |
120 |
150 |
Угол обзора, ° |
360×31 |
360×31 |
360×40 |
Частота, Гц |
20 |
20 |
20 |
Габариты, мм |
Ø120×110 |
Ø103×76 |
Ø114×109 |
Вес, кг |
1,6 |
0,8 |
1,2 |
Потребление, Вт |
36 |
36 |
32 |
Защита |
IP67 |
IP6K7 |
IP67 |
Облако точек, тыс. точек |
600 |
640 |
600 |
Следует отметить существенное изменение рынка 3D-лидаров, произошедшее за последние несколько лет. Если в 2020 г. львиную долю занимали американские производители Velodyne и Ouster (рис. 9), то в 2022 г. наблюдается переход на азиатские изделия от Robosense, Hesai и Leishen.
В сравнении с 2020 годом, в 2021 году наблюдалось почти двукратное увеличение рынка — с 249 млн до 471 млн рублей (рис. 10). При этом можно увидеть уменьшение доли рынка Ouster, что связано со слиянием компании с Velodyne.
Как и отмечалось, в 2022 г. наблюдались изменения в доли каждой из присутствующих на российском рынке компаний. Так, практически половина заказчиков использовали в своих проектах продукцию Robosense, а доля новых производителей, таких как Livox, Leishen и Vanjee, стала сопоставимой со вчерашними лидерами Ouster и Velodyne.
3D-дальномеры от Robosense, Hesai и Leishen, которые составили почти 70% от общей доли рынка, имеют опцию двукратной фиксации сигнала и позволяют получать изображение даже через стекло. Однако следует отметить, что ToF-технология, лежащая в основе многих 3D-лидаров, восприимчива к плохим погодным условиям, включая проливной дождь, снег и метель. В таких условиях сгенерированное облако точек имеет высокий уровень шумов, что затрудняет управление роботизированными платформами и снижает качество цифровых моделей рельефа.
Основная область применения 3D-лидаров в России — полезная нагрузка для БПЛА. Отечественные решения на базе лидаров позволяют создавать цифровые модели рельефа с воздуха в составе дронов и БПЛА самолетного типа на высоте до 300 м.