Оптические системы для автопилотируемых и роботизированных комплексов

Оптические системы для автопилотируемых и роботизированных комплексов

Опубликовано в номере:
PDF версия
В последние несколько лет наблюдается повышенный интерес российского бизнес-сообщества к темам беспилотных транспортных средств и роботизированных комплексов. Это объясняется возможностью свести к минимуму или полностью исключить участие человека в производственном процессе. Все заинтересованные стороны стремятся к технологическим и экономическим преимуществам, которых можно достичь путем сокращения затрат на трудовые ресурсы и увеличения автоматизации производства. Помимо этого, внедрение роботизированных комплексов в производство может повысить качество и объем изготавливаемой продукции. Автоматизация производства и совершенствование роботизированных комплексов стимулируют получение новых навыков и повышают уровень квалификации сотрудников.

Оптические системы на базе тепловизионных камер

В беспилотных транспортных средствах широкое распространение получили тепловизионные камеры крупнейшего американского производителя FLIR. Серия Boson (рис. 1), в основе которой лежит использование неохлаждаемого микроболометра в спектральном диапазоне 8–14 мкм (LWIR), приобрела популярность благодаря своим миниатюрным размерам и легкой интеграции в различные оптические системы.

LWIR-камера FLIR Boson

Рис. 1. LWIR-камера FLIR Boson

Камера разрешением 640×512 пикселей обладает 8-кратным цифровым зумом и кадровой частотой 60 Гц. Габариты устройства составляют всего 21×21×11 мм при весе 8 г и дистанции измерения до 12 км.

На российском рынке тепловидения в качестве альтернативы изделиям FLIR выступают камеры производства НПК «Фотоника». Миниатюрные LWIR-камеры представлены в двух версиях: TI6120 (рис. 2) с разрешением 640×512 пикселей и TH12120 с разрешением 1280×1024 пикселей. В отличие от заокеанских моделей, использующих классические интерфейсы UART и USB, отечественные камеры имеют современный и быстрый интерфейс MIPI CSI-2. Это позволяет проводить локальную обработку изображений, где применяются нейросети и искусственный интеллект.

LWIR-камера TI6120 производства НПК «Фотоника»

Рис. 2. LWIR-камера TI6120 производства НПК «Фотоника»

Серия микроболометров производства НПК «Фотоника» имеет технические характеристики, представленные в таблице 1.

Таблица 1. Технические характеристики микроболометров НПК «Фотоника»

Модель

TI6120

TH12120

Тип сенсора

VOx

Разрешение, пиксели

640×512

1280×1024

Размер пикселя, мкм

12

NETD, мК

< 40 (F/1.0, 50 Гц, 300 К)

< 50 (F/1.0, 50 Гц, 300 К)

Интерфейс

MIPI CSI-2 (GMSL2/FPD-Link III)/CameraLink/LVDS

Частота кадров, Гц

25

Рабочая температура, °C

–40…+50

Напряжение, В

DC 5 (12)

Вес (без объектива), г

20

140

Габариты (без объектива), мм

25×25×25

50×50×50

Возрастающая потребность в повсеместном внедрении системы помощи водителю (ADAS) и интеллектуальной транспортной системы (ITS) расширила область применения современных тепловизионных модулей. К примеру, LWIR-камера может быть установлена на крыше автомобиля или в решетке радиатора для обеспечения четкого виденья в ночное время суток или в условиях плохой видимости.

Помимо легковых и грузовых транспортных средств, камеры могут устанавливаться в качестве полезной нагрузки для дронов и БПЛА, поскольку отличаются небольшими габаритами и легким весом.

Несмотря на неоспоримые преимущества тепловизионных модулей, у них есть одно существенное ограничение — невозможность получения изображений через стекло. Это связано с тем, что стекло является высокоотражающим материалом и не пропускает ИК-излучение. Альтернативным вариантом в таких случаях становится применение лазерных сканирующих систем, в частности твердотельных и механических лидаров.

 

Оптические системы на базе 3D-лидаров в ближнем ИК-диапазоне

Одной из наиболее востребованных технологий, используемых в сенсорах для роботизированных комплексов и систем автопилотирования, является ToF, или времяпролетная технология. Сенсоры, работающие по ToF-технологии, непрерывно испускают модулированный свет, который отражается от объекта и затем регистрируется приемным устройством. Расчет времени, прошедшего с момента испускания света до его фиксации приемником, служит основой для генерации облака точек. Благодаря сгенерированному облаку и алгоритмам, написанным в операционной системе ROS, осуществляется ориентация беспилотной платформы в пространстве.

Современные 3D-лидары имеют различные варианты исполнения. К числу наиболее распространенных вариантов относятся механические лидары, которые представляют собой цилиндрический сенсор и получают информацию об окружающем пространстве на 360°. Сегодня на рынке РФ набирают популярность твердотельные лидары, угол обзора которых задается с помощью перемещения MEMS-зеркал. В свою очередь, твердо­тельные лидары делятся на гибридные, фазовые и ToF. Преимуществом твердотельных лидаров является устойчивость к низким рабочим температурам и высоким уровням вибрации, что представляется важнейшим фактором их использования в климатических условиях российских регионов.

Российский рынок 3D-лидаров в основном представлен продукцией компаний Hesai Technology, Robosense и Leishen LiDARs (рис. 3–5). Однако все большую долю рынка осваивают молодые высокотехнологичные компании, такие как Blickfeld и Benewake. В изделиях Blickfeld предусмотрена возможность программного изменения угла обзора, а это одно из главных конкурентных преимуществ. Твердотельные лидары от Benewake (табл. 2) обладают большим вертикальным углом обзора в 30° и повышенной устойчивостью к вибрационному воздействию. Благодаря этому они успешно применяются в ж/д и карьерной технике, выдерживая суровые условия эксплуатации.

Таблица 2. Технические характеристики твердотельных 128-канальных 3D-лидаров

Модель

AT128

M1

CH128X1

Диапазон измерения, м

200 (10%)

150 (10%)

160 (10%)

Угол обзора, °

120×25

120×25

120×25

Частота, Гц

25 Гц

10 Гц

25 Гц

Габариты, мм

137×112×47

110×108×45

118×90×75

Вес, кг

0,96

0,73

1

Потребление, Вт

18

15

15

Защита

IP69

IP67

IP69

Облако точек, тыс. точек

1536

750

760

Гибридный твердотельный лидар AT128

Рис. 3. Гибридный твердотельный лидар AT128

Твердотельный лидар M1

Рис. 4. Твердотельный лидар M1

Гибридный твердотельный лидар CH128X1

Рис. 5. Гибридный твердотельный лидар CH128X1

Механические 32-канальные 3D-лидары (табл. 3, рис. 6–8) активно используются в наземных роботизированных комплексах, для создания цифровых моделей рельефа с воздуха и в беспилотных транспортных средствах за счет возможности получения облака точек на 360° по горизонтали.

Таблица 3. Технические характеристики механических 32-канальных 3D-лидаров

Модель

C32

XT32

RS32

Диапазон измерения, м

160

120

150

Угол обзора, °

360×31

360×31

360×40

Частота, Гц

20

20

20

Габариты, мм

Ø120×110

Ø103×76

Ø114×109

Вес, кг

1,6

0,8

1,2

Потребление, Вт

36

36

32

Защита

IP67

IP6K7

IP67

Облако точек, тыс. точек

600

640

600

32-канальный твердотельный лидар C32

Рис. 6. 32-канальный твердотельный лидар C32

32-канальный 3D-лидар XT32

Рис. 7. 32-канальный 3D-лидар XT32

32-канальный 3D-лидар RS32

Рис. 8. 32-канальный 3D-лидар RS32

Следует отметить существенное изменение рынка 3D-лидаров, произошедшее за последние несколько лет. Если в 2020 г. львиную долю занимали американские производители Velodyne и Ouster (рис. 9), то в 2022 г. наблюдается переход на азиатские изделия от Robosense, Hesai и Leishen.

Рынок 3D-лидаров в 2020 г.

Рис. 9. Рынок 3D-лидаров в 2020 г.

В сравнении с 2020 годом, в 2021 году наблюдалось почти двукратное увеличение рынка — с 249 млн до 471 млн рублей (рис. 10). При этом можно увидеть уменьшение доли рынка Ouster, что связано со слиянием компании с Velodyne.

Рынок 3D-лидаров в 2021 г.

Рис. 10. Рынок 3D-лидаров в 2021 г.

Как и отмечалось, в 2022 г. наблюдались изменения в доли каждой из присутствующих на российском рынке компаний. Так, практически половина заказчиков использовали в своих проектах продукцию Robosense, а доля новых производителей, таких как Livox, Leishen и Vanjee, стала сопоставимой со вчерашними лидерами Ouster и Velodyne.

3D-дальномеры от Robosense, Hesai и Leishen, которые составили почти 70% от общей доли рынка, имеют опцию двукратной фиксации сигнала и позволяют получать изображение даже через стекло. Однако следует отметить, что ToF-технология, лежащая в основе многих 3D-лидаров, восприимчива к плохим погодным условиям, включая проливной дождь, снег и метель. В таких условиях сгенерированное облако точек имеет высокий уровень шумов, что затрудняет управление роботизированными платформами и снижает качество цифровых моделей рельефа.

Основная область применения 3D-лидаров в России — полезная нагрузка для БПЛА. Отечественные решения на базе лидаров позволяют создавать цифровые модели рельефа с воздуха в составе дронов и БПЛА самолетного типа на высоте до 300 м.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *